Азербайджан. Основные сведения. Описание страны
Азербайджан. Основные сведения. Описание страны
Страны

ПОДОБРАТЬ И БРОНИРОВАТЬ ТУР В ЛЮБУЮ ТОЧКУ МИРА


Азербайджан. Основные сведения. Описание страны
Столица: Баку
Валюта: Азербайджанский Манат
Тел: код +8-10-994 (код города + тел.)
Текущее время в столице страны:
Азербайджанская Республика находится в восточной части Южного Кавказа, на берегу Каспийского моря, площадь ее составляет 86,6 тысяч кв.км. Азербайджан — индустриально-аграрная страна с высокоразвитой промышленностью и многоотраслевым сельским хозяйством. Баку - столица независимой Азербайджанской Республики, крупный научно-технический и промышленный центр. По своей древности, величине территории и численности населения Баку является одним из старинных и крупнейших городов Востока. Люди издревле заселились в городе Баку и на Абшеронском полуострове, и создали здесь поселения. Причиной этому послужили физико-географические условия города Баку, расположение его в центре пересечения миграционных и торговых путей, протянутых с севера на юг, с запада на восток (`Шелковый путь`), климатические условия и топливное и энергетическое богатство, с древнейших времен выходящее на поверхность земли, и называемое `нафта`. Первые сведения о Баку появились в `Книге мертвых` 3500 лет до н.э., в период правления первого Египетского фараона Менесана. О древности города Баку свидетельствуют древние наскальные изображения в Абшероне и Гобустане (12 тыс. лет назад), археологические находки, наскальная запись, оставленная Августом Гай Октавием, повествующая о военных лагерях, разбитых около Баку (в 40 км к югу) в I веке до нашей эры Римским императором Помпеем и Лукуллом с целью оккупации Закавказья. Учитывая эти даты, можно установить, что городу Баку свыше 5,5 тыс. лет. В XII веке Баку был одним из главных городов государства Ширваншахов, XVI веке - государства Сефевидов, XVII веке - Османской империи, XVIII веке - Бакинского ханства.
ВалютаАзербайджанский Манат
ВизаВиза в Азербайджан
ГеографияИсторико-географическое положение Азербайджанской Республики

Древняя азербайджанская земля расположена в Передней Азии, охватывает территории от юго-восточной части Кавказских гор до южных и юго-восточных горных территорий озера Урмия. Её площадь составляет более 200 тысяч квадратных километров.

Азербайджан в целом находится в восточном полушарии. Испания, Греция, Турция, Китай, Корея находятся почти на одинаковых с Азербайджаном широтах. Через территорию Азербайджана проходит ряд важных дорог международного значения из Европы в страны Средней и Восточной Азии. Территория республики с севера на юг равна 400 км, с запада на восток - 500 км. Страна расположена между 38° 25-41°55 северной широты и 44° 50-50°51 восточной долготы. Находясь на стыке Европы и Азии, республика обладает уникальным геополитическим и географическим положением, с древних времен и по сегодняшний день сохраняет важное значение для международных экономических и культурных связей.

Рельеф

Рельеф Азербайджанской Республики весьма разнообразен. Здесь преобладают преимущественно две формы рельефа: низменности и высокогорья.

Около 60% территории Азербайджана составляют гористые территории. Основные геоморфологические единицы республики - Большой Кавказ, Малый Кавказ (вместе с Карабахским плоскогорьем) и Талышские горы охватывает Кура-Аразскую низменность с севера, запада и юго-востока.

Средняя возвышенность республики составляет до 400 метров. Амплитуда высот суши колеблется от - 26, 5 м (Прикаспийская низменность) ниже уровня океана до 4466 м абсолютной высоты (вершина Базардюзю).

Юго-восточная часть Большого Кавказа принадлежит Азербайджану. Здесь имеется два горных хребта: с вершиной Базардюзю (4466 метров) Главный или водораздельный, с вершиной Шахдаг (4243 метра) Большой или Боковой. К юго-западу горные хребты постепенно уменьшаются на 1000 - 700 метров. Главный Кавказский хребет окружен предгорьями: на северо-западе - равнинные луга, на юго-востоке - Гобустан, на юго-западе - Алазань-Хафтаран, на северо-востоке - Гусарская наклонная равнина.

Горы в основном образованы из отложений пород юрского и мелового периодов, сравнительно в меньшей степени подверженных денудации. Предгорным местам характерны бедленды (степи Джейранчёль, Аджыноур) и грязевые вулканы (Гобустан, Абшерон). Гусарская равнина и Алазань-Хафтаранская долина образована из толстого слоя отложений щебня четвертого периода.

Малый Кавказ охватывает юго-западную и западную части республики, обладает сравнительно небольшой возвышенностью, состоит из ряда хребтов и лугов, является горной территорией со сложной структурой. Основными горными хребтами являются Муровдаг, Шахдаг и Зангезур. Карабахское плоскогорье, начиная от юга Муровдага до реки Араз, находится на дугообразных конусах потухших вулканов и лаве четвертого периода. Малый Кавказ образован из вулканогенных и отложенных пород юрского и мелового периодов.

Талышские горы расположены на юго-восточной окраине страны. Они в основном образованы из отложений третьего периода. Талышские горы составляют переходное звено от гор Малого Кавказа до Эльбрусских гор (Иран), и состоят из трех основных горных хребтов высотой 2477 метров.

Кура-Аразская низменность охватывает пространство между Большим и Малым Кавказом, Талышскими горами. Будучи самой крупной на Южном Кавказе межгорной низменностью, она занимает центральную часть республики. Низменность между реками Кура и Араз делится на 5 равнин: Мугансую, Мильскую, Карабахскую, Ширванскую и Сальянскую.

К северу от Абшеронского полуострова, на берегах Каспийского моря находится Самур-Дивичинская низменность, опирающаяся на Гусарскую наклонную равнину. К югу от Абшеронского полуострова, вдоль склонов Талышских гор, проходит узкая полоса Лянкяранской низменности. Большая часть Кура-Аразской, Самур-Дивичинской, Лянкяранской низменности, а также Абшеронского полуострова находится ниже океанского уровня.
ДостопримечательностиБаку, Апшеронский полуостров, Сураханы, Гобустан, Ялама-Хачмаское побережье, Гянджа, Нафталан, Аджикенд, Мингечаур, Шемаха, Пиркули, Куба, Шеки.
История страныИсторическое произношение названия `Азербайджан` было различным. Начиная с древних времен, с истоков цивилизации, это название звучало как Андирпатиан, Атропатена, Адирбиджан, Азирбиджан и, наконец, Азербайджан.

Написание в современной форме - `Азербайджан`, основано на древнеисторических, антропологических, этнографических и письменных источниках.

На территории Азербайджана найдены древнейшие археологические и палеонтологические материалы, подтверждающие начало жизни здесь первобытных людей 1,7-1,8 миллиона лет назад.

Археологические находки, обнаруженные в пещерах Азых, Таглар, Дамджылы, Дашсалахлы, Газма (Нахичевань) и другие памятники старины, в том числе челюсть Азыхского человека (Азыхантропа) - древнего человека Ашёльского периода, проживавшего здесь 300-400 тысяч лет назад, указывают на принадлежность Азербайджана к территориям, на которых происходило формирование первобытных людей.

Благодаря этой древней находке территория Азербайджана занесена в карту `Самые древние жители Европы`. Азербайджанский народ, в то же время, является одним из народов, обладающих традициями древнейшей государственности. История государственности Азербайджана насчитывает примерно 5 тысяч лет.

Первые государственные формирования или этнополитические объединения на территории Азербайджана были созданы еще начиная с конца IV, начала III тысячелетия до нашей эры в бассейне Урмии. Появившиеся здесь древнейшие азербайджанские государства сыграли важную роль в военно-политической истории всего региона. Именно в этот период истории Азербайджана существовала тесная взаимосвязь между оставившими глубокий след в мировой истории древними государствами Шумер, Аккард и Ашшур (Ассирия), расположенными в долинах Деджля и Ферат, а также государством Хетт, расположенным в Малой Азии.

В I тысячелетии до нашей эры - начале I тысячелетия нашей эры на территории Азербайджана существовали такие государственные образования как Манна, Иским, Скит, Скиф и такие сильные государства как Албания и Атропатена. Эти государства играли большую роль в повышении культуры государственного управления, в истории экономической культуры страны, а также в процессе формирования единого народа.

В начале нашей эры страна столкнулась с одним из самых тяжелых испытаний в своей истории - в III веке Азербайджан оккупировала империя Иранских Сасанидов, а в VII веке - Арабский Халифат. Оккупанты переселили в страну многочисленное население иранского и арабского происхождения.

В первых столетиях нашей эры турецкие этносы, составлявшие основную часть населения страны и являющиеся с военно-политической точки зрения более организованными и сильными, сыграли важнейшую роль в процессе формирования единого народа. Среди турецких этносов преобладали турецкие огузы.

Начиная с первых столетий нашей эры турецкий язык являлся также главным средством общения между малочисленными народами (народными меньшинствами) и этническими группами, проживавшими на территории Азербайджана, а также играл связующую роль между севером и югом. В то время этому фактору принадлежала очень важная роль в формировании единого народа, поскольку в описываемый период еще не было единого религиозного мировоззрения - единобожия, охватывающего всю территорию Азербайджана. Поклонение Танры - главному богу древних турков - танрычество - еще недостаточно притеснило другие религиозные мировоззрения и не вытеснило их окончательно. Еще имело место зардуистство, огнепоклонничество, поклонение Солнцу, Луне, небу, звездам и так далее. На севере страны, в некоторых частях территории Албании, особенно в ее западных регионах, распространялось христианство. Однако, независимая албанская церковь действовала в условиях острого соперничества с соседними христианскими концессиями.

С принятием исламской религии в VII веке произошел коренной перелом в историческом предопределении Азербайджана. Исламская религия дала сильный толчок формированию единого народа и его языка, сыграла решающую роль в ускорении этого процесса.

Существование единой религии между тюркскими и нетюркскими этносами на всей территории их распространения в Азербайджане явилось причиной формирования единых обычаев, расширения родственных отношений между ними, их взаимодействия.

Исламская религия объединила под единым тюрко-исламским знаменем все принявшие ее тюркские и нетюркские этносы, весь Большой Кавказ и противопоставила его Византийской Империи и находящимся под ее опекой грузинским и армянским феодалам, пытавшимся подчинить их христианству. С середины IX века традиции древней государственности Азербайджана вновь возродились.

В Азербайджане начался новый политический подъем: на землях Азербайджана, на которых был распространен ислам, были созданы государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов и Шеддадидов. Вследствии создания независимых государств произошло оживление во всех областях политической, экономической и культурной жизни. Началась эпоха Возрождения в азербайджанской истории.

Создание собственных государств (Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов, Шеддадидов, Шекинского правления) после длившегося около 600 лет порабощения Сасанидами и арабами, а также превращение ислама на всей территории страны в единую государственную религию, сыграло важную роль в этническом развитии азербайджанского народа, в формировании его культуры.

В то же время, в тот исторический период, когда отдельные феодальные династии часто сменяли друг друга, исламская религия сыграла прогрессивную роль в объединении всего азербайджанского населения - как различных тюркских племен, сыгравших главную роль в формировании нашего народа, так и смешивавшихся с ними нетюркских этносов, в форме единой силы против чужеземных захватчиков.

После падения Арабского Халифата - начиная с середины IX века возросла роль тюрко-исламских государств, как на Кавказе, так и на всем Ближнем и Среднем Востоке.

Государства, управляемые Саджидами, Ширваншахами, Саларидами, Раввадидами, Шеддадидами, Шекинскими правителями, Сельджуками, Эльданизами,Монголами, Эльханид-Хилакудами, Тимуридами, Османидами, Гарагоюнидами, Аггоюнидами, Сефевидами, Афшанидами, Гаджарами и другими тюрко-исламскими династиями оставили глубокий след в истории государственности не только Азербайджана, но и всего Ближнего и Среднего Востока.

С XV-XVIII веках и в последующий период культура государственности Азербайджана еще более обогатилась. В этот период империи Гарагоюнлу, Аггоюнлу, Сефевидов, Афшаров и Гаджаров управлялись непосредственно азербайджанскими династиями.

Этот важный фактор оказывал положительное влияние на внутренние и международные отношения Азербайджана, расширял сферу военно-политического влияния нашей страны и народа, сферу использования азербайджанского языка, создал благоприятные условия для еще большего морального и материального развития азербайджанского народа.

В описываемый период, наряду с тем, что азербайджанские государства играли важную роль в международных отношениях и военно-политической жизни Ближнего и Среднего Востока, они принимали очень активное участие в отношениях Европа - Восток.

В годы правления великого государственного деятеля Азербайджана Узун Гасана (1468-1478) империя Аггоюнлу превратилась в могучий военно-политический фактор на всем Ближнем и Среднем Востоке.

Культура государственности Азербайджана получила еще большее развитие. Узун Гасан ввел политику создания мощного, централизованного государства, охватывающего все земли Азербайджана. С этой целью было издано специальное `Законодательство`. По указанию великого правителя был переведен на азербайджанский язык `Корани-Керим`, выдающемуся научному деятелю своего времени Абу-Бекр ал-Теграни было поручено написание Огузнаме под названием `Китаби-Диярбекнаме`.

В конце XV - начале XVI веков азербайджанская государственность вступила на новый этап своего исторического развития. Внук Узун Гасана - выдающийся государственный деятель Шах Исмаил Хатаи (1501-1524) закончил дело, начатое его дедом и сумел объединить под своим руководством все северные и южные земли Азербайджана.

Образовалось единое Сефевидское государство, столицей которого был Тебриз. В период правления Сефевидов культура азербайджанского государственного правления еще более возросла. Азербайджанский язык стал государственным языком.

В результате удачных реформ внутренней и внешней политики, проведенных шахами Исмаилом, Тахмасибом, Аббасом и другими Сефевидскими правителями, Сефевидское государство превратилось в одну из самых могущественных империй Ближнего и Среднего Востока.

Пришедший к власти после падения Сефевидского государства выдающийся азербайджанский полководец Надир-шах Афшар (1736-1747) еще более расширил границы бывшей Сефевидской империи. Этот великий правитель Азербайджана, выходец из афшар-тюркского племени в 1739 году завоевал Северную Индию, включая Дели. Однако, планы великого правителя относительно создания на этой территории могучего, централизованного государства не состоялись. После смерти Надир-шаха, управляемая им широкотерриториальная империя пала.

На земле Азербайджана появлялись местные государства, которые еще во времена жизни Надир-шаха делали попытки подняться на борьбу за свою свободу и независимость. Таким образом, во второй половине XVIII века Азербайджан распался на малые государства - ханства и султанаты.

В конце XVIII века в Иране к власти пришли Гаджары (1796-1925), являющиеся азербайджанской династией. Гаджары вновь стали внедрять начатую еще их прадедами политику подчинения гарагоюнских, аггоюнских, сефевидских и всех прочих территорий, бывших под правлением Надир-шаха, в том числе и азербайджанских ханств, централизованному правлению.

Так началась эпоха многолетних войн между Гаджарами и стремящейся захватить Южный Кавказ Россией. Азербайджан превратился в плацдарм кровавых войн двух великих государств.

На основании Гюлюстанского (1813) и Туркменчайского (1828) договоров, Aзербайджан был разделен между двумя империями: Северный Азербайджан был присоединен к России, а Южный - к управляемому Гаджарами Иранскому шахству. Таким образом, в последующей истории Азербайджана появились новые понятия: `Северный (или Российский) Азербайджан` и `Южный (или Иранский) Азербайджан`.
Как добраться Баку-Абшерон, Губа-Хачмаз, Муган, Шеки-Загатала, Гянджабасар, Карабах, Лянкаран-Астара, Нахчеван, Ширван
ОдеждаАзербайджанский национальный костюм
В традиционной азербайджанской одежде нашли отражение особенности исторического и хозяйственного развития азербайджанского народа. Несмотря на социальные и локальные отличия, общие черты азербайджанского традиционного костюма выявляются вполне определенно.

Азербайджанский женский костюм
Женский азербайджанский костюм состоял из нижней и верхней одежды и, кроме того, включал в себя мешкообразное покрывало - `чадру` и лицевую занавеску - `рубенд`, которые женщины надевали при выходе из дома. Верхнюю одежду шили из ярких цветных тканей, их качество зависело от достатка семьи. Верхняя одежда состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и такой же длины расклешенной юбки, а также облегающей спину и грудь короткой кофты с длинными рукавами (`архалыг`, `кюляджа`), которая спереди имела широкий вырез, в талии плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. В холодное время надевали еще стеганую безрукавку, единственную теплую одежду, которую полагалось иметь женщине. На ногах носили чулки - `джораб` и такие же, как у мужчин, туфли без задников. Волосы прятали в специальный накосный мешок - `чутгу`, голову покрывали невысокой цилиндрической шапочкой, обычно бархатной, поверх которой повязывали чалму и несколько платков. В комплекс одежды входили также различные ювелирные украшения. Особой любовью пользовались золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т.п.

Женская одежда состояла из рубахи свободного покроя, широкой в сборку юбки, штанов, широких или узких, и верхней плечевой одежды длинее рубахи. В одежде женщин Казахского уезда длинная рубаха с разрезами по бокам сочеталась с узкими штанами. Женщины Нахичевани носили короткие, до колена, юбки. В других же районах, в том числе в Шуше и в Шемахе, юбки были длинные.

Верхняя одежда имела много вариантов. Женщины Карабаха носили прилегающий к талии чафкен с длинными ложными рукавами. Эту же деталь - ложные рукава с круглым мысиком -- можно увидеть и в архалыге невесты, хотя по покрою, он отличается от шушенского. Богатые женщины Нахичевани и Елисавет Поля носили длинные кюляджи. Головной убор женщины состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы, надеваемых поверх них нескольких платков.

Для одежды молодых женщин были характерны яркие тона, у пожилых преобладали темные. Социальная принадлежность владельца костюма проявлялась в выборе ткани. Из дорогих шелковых тканей и бархата, местных и привозных, шили одежду женщины из состоятельных семей. Необычайно ценилась шерстяная ткань ручной работы - тирмэ, или мисгал тирмэ, т.е. ткань на вес золота. Бедные обычно носили одежду из хлопчатобумажных тканей.

Праздничная, свадебная одежда передавалась по наследству и служила нескольким поколениям.

Азербайджанский мужской костюм
Мужской азербайджанский костюм включал в себя туникообразную нательную рубаху и нательные штаны, поверх которых надевались плотно облегавший фигуру распашной кафтан из покупной ткани на подкладке - `архалыг` и шерстяные или полушелковые шаровары. Архалыг стягивали нарядным серебряным поясом или подвязывали кушаком. Поверх него носили суконную `чуху` - вариант северокавказской черкески, на груди она также имела `газыри` - кармашки для патронов. В холодное время в горах надевали шубы и бурки. На голове носили барашковую шапку - `папах`, имевшую много вариантов, под ней вышитую тюбетейку.

Мужской костюм состоял из рубахи, штанов и верхней плечевой одежды - короткого архалыга, длинной чухи, которую крестьяне шили из домотканой шерсти, а богатые - из привозного дорогого сукна.

Богатые молодые люди поверх архалыга надевали серебряный пояс, пожилые опоясывались матерчатым кушаком. Чуха не имела четких локальных отличий. Более ранние ее варианты были длинные разрезные (ложные) рукава, более поздние зашитые по всей длине и слега расширяющиеся к низу. Появившиеся позднее кармашки для газырей приблизили чуху к одежде известной среди русских под названием `черкеска`.

Пастухи и жители горных районов носили одежду из войлока: бурки, куртки, чуху. Шуба - кюрк, расшитая шелковой нитью, могла принадлежать только богатому человеку.

Обычным мужским головным убором была папаха из овчины. Богатые носили папаху из каракуля. Под папаху на бритую голову надевали маленькую тюбетейку - арахчин.

Повсеместно в Азербайджане были распространены шерстяные носки - `джораб`. Обувью городским жителям служили кожаные туфли с загнутыми носками без задников, у аристократов - сапоги, в сельской местности носили кожаные или сыромятные туфли чарыги - `чарых`.
Органы властиПолитическая система Азербайджанской Республики характерна отражением своих национальных особенностей и специфики исторической обстановки. В ее возникновении и деятельности играли и играют роль много различных факторов. На формирование деятельности политической системы важное влияние оказывают особенности политической культуры населения.
Вообще структурное формирование политической системы Азербайджана в основном завершилось 12 ноября 1995-го года принятием новой Конституции страны. В соответствии с Конституцией Азербайджанское государство определяется как демократическая, правовая, светская, унитарная республика. В Азербайджанской Республике основным источником государственной власти является народ. Свободное и независимое решение своей судьбы, определение своей формы управления являются суверенными правами азербайджанского народа. Осуществление государственной власти в политической системе Азербайджана по своей форме соответствует параметрам республики, основанной на президентском управлении.
Пища и водаАзербайджанская кухня одна из самых древних, богатых и вкусных кухонь мира.

`Азербайджанская кухня` - это не только блюда, способы технологии их приготовления, но и основная часть материальной культуры, гармонично объединяющая и соединяющая в себе культуру кухни, ее историю, философию, застольную психологию, обычаи, физиологию, гигиену, химию, оборудование, этику, эстетику, поэзию и т.п. аспекты кухни, а также практические навыки, созданные на территории исторического проживания Азербайджанского народа в полной гармонии с окружающей средой.
Площадь111-я в мире
86 600 км²
Полезные ископаемыеПолезные ископаемые Азербайджана

Территория республики богата полезными ископаемыми трех видов: рудными, нерудными и топливными по происхождению.

Азербайджан известен нефтегазовыми месторождениями. 2/3 территории республики богаты нефтью и газом. Наибольшее количество нефтегазовых месторождений находится на Абшеронском полуострове, в шельфовой зоне Каспийского моря, архипелаге Баку и Абшерона. Кроме этого, богаты нефтью юго-восточный Ширван, центральные степные зоны, Гобустан, Джейранчёль, Аджыноур, Сиазань.

Благодаря известной в мире нафталанской нефти, излечиваются многие болезни. Наибольшее количество месторождений природного газа находится в Гарадаге, шельфовой зоне Каспийского моря, Баку и Абшеронском архипелаге. Малый Кавказ богат залежами руды. Здесь имеются месторождения железа, титана, золота, серебра, меди, кобальта, хромита, полиметаллов, молибдена и др. Самые крупные залежи железной руды находятся в Дашкесане.

Из нерудных месторождений большое хозяйственное значение имеют Гобустанский, Абшеронский и Товузский известняк, , Шахтахтинский травертин (Нахичеванская АР), Дашкесанский мрамор, Верхне-Аджикендский гипс, кварцевые пески Гадживели.

На территории Азербайджана имеются минеральной источники с различным химическим составом. По богатству их состава территорию Азербайджана называют `музеем минеральных вод`. Истису в Кяльбаджарском районе, Бадамлы и Сираб - в Нахчыванской АР известны далеко за пределами Азербайджана.

Минеральные воды в районах Сураханы и Зых Абшеронского полуострова, Галаалты Дивичинского района, Туршсу в Джульфинском районе отличаются целебными свойствами. На Талышских горах, южных и северо-восточных склонах Большого Кавказа преимущество составляют термальные воды.
Посольство РоссииАдрес: 370022 Баку, ул. Бакиханова, 17
Tел: 495-53-00
Факс: 498-14-46
E-Mail: embrus@embrus-az.com


Консульский отдел
Тел: 498-60-83
Факс:498-84-56
E-Mail:ruscons@azdata.net
ПраздникиВ Азербайджане официально отмечаются следующие праздники и памятные даты: Новый Год, Международный женский день, Новруз Байрамы, День Победы, День Республики, День Национальной Армии, День Независимости, День Конституции, День национального возрождения, День солидарности азербайджанцев всего мира.

Природа и животныеМир животных

Азербайджан с присущим ему комплексом фауны находится на стыке нескольких зоогеографических полюсов. Здесь адаптировались к местной природе и обогатили фауну республики некоторые виды животных из соседних территорий - Ирана, Средней Азии, стран Средиземного моря. Благодаря разнообразию природных условий, на территории Азербайджанской Республики животный мир также представлен различными видами. На территории Азербайджана обитают 97 видов млекопитающих, 357 вида птиц, 67 видов пресмыкающихся и земноводных, 97 видов рыб, более 15 тысяч беспозвоночных, 1 вид круглоротых животных.

Фауна равнинных частей представлена многочисленными млекопитающими, пресмыкающимися, земноводными, птицами.

Из млекопитающих здесь можно встретить джейрана, дикого кабана, волка, лису, барсука, камышовую кошку, зайца и других, из пресмыкающихся - болотную, каспийскую и средиземноморскую черепаху, полосатых ящериц, обычного и водного ужа, гадюку, из земноводных - различные виды лягушек, многие виды насекомых, из птиц - куропатку, фазана, орла, тураджа (горную куропатку), различных уток и гусей, лебедей, кашкалдака, султанских кур, гутана с кудрявым пером и других птиц. Кроме животных, обитающих на средних и возвышенных горных частях равнин, этим территориям характерны восточно-кавказский козел, кавказский благородный олень, европейский джейран, кавказский бурый медведь, из птиц - бородач, беркут, кавказский сокол, кавказская тетра, кавказский улар и другие представители фауны.

В `Красную книгу` Азербайджанской Республики занесено 108 видов животных, в том числе 14 видов млекопитающих, 36 видов птиц, 13 видов земноводных и пресмыкающихся, 5 видов рыб и 40 видов насекомых.
ПромышленностьВажнейшее место в хозяйстве Азербайджана занимают нефте- и газодобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая (минеральные удобрения, синтетический каучук, автомобильные шины и др.), машиностроительная, горнорудная промышленность (добыча железной руды и алунита) и цветная металлургия, разнообразные отрасли пищевой (консервная, чайная, табачная, винодельческая) и лёгкой (хлопкоочистительная, хлопчатобумажная, шёлковая, шерстяная, ковроткацкая) промышленности.
РелигияОсобенности исторического развития Азербайджана, его географическое положение, а также этнический состав населения обусловили существование здесь различных религий. В отдельные периоды в стране смогли, в той или иной степени, распространиться идолопоклонство, огнепоклонство, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и ряд других верований, взаимовлияние которых определило своеобразие религиозной атмосферы в республике.
Идолопоклонство

Идолопоклонство как совокупность верований, связанных с многобожием, возникло на почве первобытных религий. Языческие представления жителей Азербайджана уходят своими корнями в очень древние времена, включая, наряду с поклонением различным богам, многообразные народные верования - анимизм, фетишизм, тотемизм, шаманизм и т.д.

Филологические и этнографические исследования дают возможность создать картину идолопоклонства на территории страны. Археологические раскопки позволили обнаружить в Хыныслы, Дагколаны и Чыраглы крупных каменных идолов, имеющих древнюю историю, в Исмаиллах - антропоморфные фигуры, а в Мингячевире - глиняные статуи. В дастанах эпоса `Деде Горгуд` можно найти примеры поклонения различным богам.

Обряды, связанные с идолопоклонством, ненамного отличались друг от друга; они взаимно дополнялись, совместно участвуя в становлении системы духовных ценностей населения. На территории древнего Азербайджана было сильно развито поклонение душам умерших предков, скалам и деревьям, а также различным природным явлениям и небесным телам. Страбон сообщает об обожествлении кавказскими албанцами солнца, луны и неба. Люди поклонялись дубу, известному под названием Танры хан, принося ему в жертву лошадей. Моисей Каланкатуйский сообщает о призывах албанских царей покончить с идолопоклонством, уничтожить деревянных идолов и заняться распространением христианства.

Как и у многих народов Востока, среди древних азербайджанцев были широко распространены представления о том, что Вселенная состоит из четырех основных элементов - земли, воздуха, воды и огня.

Огнепоклонство возникло на почве подобных верований. Большая часть населения Азербайджана почитала огонь, поклоняясь ему. Древние люди верили, что огонь уничтожает грязь и низость, несет людям чистоту. Обряды и церемонии, связанные с огнем и дошедшие до наших дней с праздником Новруз, свидетельствуют о сильных традициях огнепоклонства в Азербайджане.

Храмы огнепоклонников называются атешгях. На территории Азербайджана они располагались в религиозном центре Атропатены - Газаке (Шиз), а также Баку, Шемахе, Сальянах и Лянкяране. Атешгях в поселке Сураханы был сооружен в XVIII веке с целью обслуживания огнепоклонников, прибывавших из Индии.

Несмотря на то, что в Кавказской Албании огнепоклонство подвергалось преследованиям со стороны христианства, его, тем не менее, полностью искоренить не удалось. С приходом в Азербайджан ислама огнепоклонство постепенно утратило свое значение и кануло в лету.

Зороастризм

Хотя зороастризм и ведет свое начало от огнепоклонства, однако он оформился как самостоятельная религия. М. Бойс отмечает, что зороастризм является древнейшей из религий откровения. Гаты, входящие в Священную Книгу этой религии Зенд-Авесту, ниспосланы с небес религиозному учителю и пророку Зороастру (VI век до новой эры). В некоторых источниках указывается, что отец Зороастра был выходцем из Азербайджана.

Согласно положениям зороастризма, в мире существуют два начала - Добро и Зло, вечно ведущие борьбу друг с другом. Свет, Добро и Справедливость олицетворяет Армузд (Ахура-Мазда), а Тьму, Зло и Гнет - Ахриман (Анхра-Манью). В этой битве, в конечном счете, победит Добро, и активные последователи Армузда обретут счастье на том свете. Представления о счастье в ином мире, а также грехе и благом поступке свидетельствуют о том, что зороастризм является зрелой религией. Зороастр призывал людей быть более справедливыми и чистыми, бороться против всякого рода нечистоплотности.

В зороастрийских взглядах огонь занимал важное место, и поэтому последователей этой религии часто представляют огнепоклонниками. В силу того, что они считали тела умерших людей нечистыми, последних не погребали, а оставляли в специально подготовленных в горах местах, чтобы их поедали животные. Только после этого обглоданные кости собирали и предавали земле.

С III века до нашей эры зороастрийские взгляды приобрели догматический характер. На территории Азербайджана зороастризм стал распространяться (вплоть до Дербента) в связи с военно-политическими успехами Сасанидов. С целью пропаганды новой религии на эти земли переселялись иранцы-зороастрийцы.

Одновременно зороастризм приобрел в Азербайджане и местные особенности. Кавказские албанцы хоронили вместе с умершими предметы украшения и посуду, которыми они пользовались при жизни. Имеются сведения о том, что в те времена среди азербайджанцев существовал обычай погребения костей умерших после их `очистки` в горизонтально расположенных крупных кувшинах-могилах. Существовали также традиции захоронения покойников в земле, фаянсовых гробах, подземных склепах и особых могилах.

Между Сасанидами и византийцами велась ожесточенная борьба, направленная на расширение сферы влияния на территории Азербайджана, в результате которой `усиливались` то зороастризм, то христианство. В таких условиях проникший в страну в середине VII века ислам получил возможность для быстрого распространения, причем сравнительно мирным путем.

Начиная со средних веков, зороастризм был уже не в состоянии отвечать требованиям культурно-политической жизни Азербайджана, и поэтому полностью утратил свое значение.

Иудаизм

В Азербайджане иудаизм исторически представлен горскими евреями. Моисей Каланкатуйский относит их появление на Кавказе к I веку до нашей эры, однако исследователи зачастую не сходятся в суждениях по этому поводу.

Согласно мнению некоторых из них, горские евреи, будучи одним из древнейших иудейских этносов, берут свое начало от поколения сынов Израиля, изгнанных в свое время ассирийскими и вавилонскими правителями из Палестины и поселившихся в Мидии. Их предки первыми стали исповедовать иудаизм и жили вне пределов Палестины; они не были в числе преследователей христиан, когда христианство, ведущее свои корни от иудаизма, стало распространяться. В Мидии они смешались с татами, и в силу этого они говорят на татском языке, одном из наречий персидского языка, включающего древние арамейские и еврейские слова.

С точки зрения других исследователей, горские евреи были переселены на Восточный Кавказ Сасанидским правителем Хосровом I Ануширваном (531-579 гг.), который возводил на Кавказе крепости и города, заселяя их персами и евреями, выселенными им же из Месопотамии. Татский язык, на котором говорят горские евреи, является наследием того периода.

Во всяком случае, можно сказать, что горские евреи появились в Азербайджане 15 веков назад, что было связано с политикой Сасанидов, направленной на обеспечение безопасности своей империи. Несмотря на то, что `пришельцы`, размещенные на приграничных территориях, находились в тесном контакте с местным населением, они все же сохранили свои религию, обычаи, традиции, а также образ жизни и мышления.

Христианство

Христианство появилось на территории Азербайджана через Кавказскую Албанию в первые века новой эры, - еще в период апостолов Иисуса Христа. После падения Иерусалима (70-е годы) ускоряется процесс переселения евреев на Кавказ. Приезжавшие говорили о чудесах, сотворенных Иисусом; под влиянием подобной пропаганды создаются первые христианские общины. Это время распространения христианства в Албании называется апостольским (сирофильским) периодом и связано с именами апостолов Варфоломея и Фаддея.

Елисей, один из учеников апостола Фаддея, по благословению первого патриарха Иерусалима Иакова прибыл в область Агван. Пропагандируя новую религию, он построил в местечке Киш церковь, которая была возведена раньше первой христианской церкви в Армении. Затем Елисей направился в Чолу (Дербент), после чего перешел реку Самур и продолжал пропаганду христианства. В селении Гельмец он был убит идолопоклонниками и брошен в яму. В последующем, по приказу албанского царя Вачагана III, останки Елисея захоронили в селе Хрюг, а над могилой соорудили небольшую часовню.

В 313 году, когда римский император Константин снял запрет на исповедание христианства, албанский царь Урнайр объявил данное верование государственной религией. С того времени начинается новый период распространения христианства в Азербайджане, называемый грекофильским.

Академик З. Буниятов указывает, что Урнайр, Ваче II и Вачаган III вели борьбу за распространение в стране христианства. В IV-V веках формируются духовенство и церковная иерархия. По указанию католикоса, феодалы выделяли на своих территориях специальные места для церквей. В стране строились храмы, а религиозные книги переводились с сирийского, арамейского и греческого языков на албанский. Лекционарий, записанный албанской письменностью и на албанском языке, обнаруженный 1996 году в Синае, считается одной из древнейших христианских книг богослужебного назначения.

В 451 году, на Халкидонском соборе, Албания выбирает монофизитство. В V-VI веках на территории страны усиливается борьба между монофизитами и диофизитами. В конце VI - начале VII веков Албанская церковь принимает диофизитство.

Резиденция албанского католикоса поначалу находилась в городе Чога, а в 552 году была перенесена в Барду. После исламских завоеваний, - особенно, после падения Албанского царства, - роль христианства ослабла. В церквях молились на армянском языке, а албанский был вытеснен.

В VIII-IX веках, при образовании на территории Азербайджана независимых государств, Албанская церковь вновь обрела статус автокефальной (самостоятельной) церкви. В X-XI веках восточное христианство смогло в определенной степени сохранить свое влияние в регионе, что продолжалось вплоть до XVIII века. В 1836 году царское правительство по представлению Синода ликвидирует Албанскую церковь, а все ее имущество передается Эчмиадзину.

В 80-90-е годы XX века Албанская церковь возрождается в очередной раз. В 2003 году албанско-удинская христианская община проходит государственную регистрацию; это важное событие произошло после восстановления Кишской церкви в Шеки. В настоящее время продолжается реставрация церкви в селении Нидж Габалинского района.

В Азербайджане христианство представлено православным, католическим и протестантским направлениями, а также различными сектантскими группами. Помимо того, государственную регистрацию прошли 5 армяно-григорианских церквей.

Православие начало проникать в Азербайджан с начала XIX века - в рамках `политики переселений`, проводившейся в регионе царской Россией. В Баку первая православная церковь приступила к своей деятельности в 1815 году. Во избежание тяжелых последствий раскола, начавшегося в русской православной церкви, начинается высылка христиан-сектантов на Кавказ.

В 1834 году первые русские переселенцы заложили в Азербайджане селение Алты-Агач в Шемахинском уезде, а в 1838 году - селение Вель в Лянкяранском. В 1842 году они основали селение Борисы-Русские, а в 1844 году - селение Славянка (Елизаветпольская губерния). В 1868 году на территории Бакинской губернии насчитывалось 21 сектантское селение, в которых проживали 13 тысяч человек.

Католицизм

В Баку первый римско-католический приход был создан русской армией в 50-е годы XIX века в связи со ссылкой военных католиков на Кавказ. Приход Тетри-Скародаки (Грузия) подчинялся римско-католическому военному приходу.

В 1882 году Бакинский приход обретает самостоятельность. В 1895 году строится церковь в честь Непорочного зачатия Святой Марии, а в 1903 году на Бакинском кладбище возводится церковь Святого Креста. В 1909-1912 годах сооружается новая церковь Непорочного зачатия Святой Марии (в готическом стиле), считавшаяся одним из красивейших памятников архитектуры Баку; в советский период она была разрушена.

В 1999 году в Баку восстанавливается римско-католическая община, а в 2001 году она создает свой молельный дом. В настоящее время для строительства римско-католической церкви выделен земельный участок.

С 22 по 23 мая 2002 года ныне покойный глава римско-католической церкви Папа Римский Иоанн Павел II находился в Баку с официальным визитом.

Баптизм

Представители евангелистско-лютеранской церкви появились в Баку еще во второй половине XIX века - одновременно с немецкими промышленниками, участвовавшими в эксплуатации нефтяных месторождений. Еще одной причиной их приезда следует считать политические и религиозные беспорядки, происходившие в начале XIX века в Германии: в те времена в стране была распространена суеверная молва, что на Западе якобы приближается конец света, и спасение можно найти лишь на Востоке. Население (особенно религиозные сектанты), переселяясь в Россию и на Кавказ, старалось избежать расчета в судный день.

В начале 1819 года в Азербайджане проживало 209 немецких семей. В Баку евангелистско-лютеранская община была образована в 1870 году. В 1899 году ее члены построили в городе свой храм - кирху (нынешний Зал камерной и органной музыки). В Еленендорфе (нынешнем Ханларе) кирху возвели еще раньше.

В 1937 году священнослужители лютеранской церкви вместе с представителями других религиозных общин были сосланы или расстреляны. В 1994 году лютеранская община вновь начала в Баку свою деятельность.

Ислам

Ислам, возникший в начале VII века на Аравийском полуострове, вскоре распространился на большую часть мира. Исламизация Азербайджана датируется ранними исламскими завоеваниями, начавшимися с 18 года хиджры (639 год). Марзбан Азербайджана Исфандияр ибн Фаррухзад в том году был разбит арабами и заключил мирный договор. Захватываются Ардебиль, Тебриз, Нахчыван, Бейлаган, Барда, Ширван, Мугань и Арран; арабы вдоль Каспийского побережья доходят до Дербента. Укрепления города очаровывают их, и они называют его `Баб эль-Абваб`.

По сообщению историка Балазури, уже в период правления халифа Али ибн Абу-Талиба (656-661) большинство населения Азербайджана приняло ислам. На севере этот процесс несколько затянулся.

На завоеванных территориях арабы облагали местных жителей налогами, заключали мирные договоры, продолжали свои походы, а затем возвращались назад. При отказе населения платить налоги начинались нашествия.

Исламские завоевания во многих местах осуществлялись мирным путем, а в некоторых - силой оружия. На захваченных территориях язычникам предлагалось принять ислам. Те, кто пошел на это, платили закят и получали право участвовать в боях в рядах мусульман. Принимавшим участие в боевых действиях полагалась доля от военных трофеев.

Евреи и христиане, не принявшие ислам, платили подушную подать (джизью) и тем самым получали покровительство мусульман. Идолопоклонники, отказавшиеся от принятия ислама, или евреи и христиане, не пожелавшие платить подушную подать, были вынуждены воевать c мусульманами.

В пограничных пунктах - рибатах - жили только мусульмане. Для укрепления этих `точек` в них размещались правоверные, прибывшие из разных областей халифата. Местное население, не принявшее ислам, переселялось в более отдаленные места, называвшиеся `ребед`.

В мирных договорах, заключенных в тот период такими арабскими полководцами, как Хузейфа ибн аль-Йаман, Утба ибн Фархад, Валид ибн Укба, Салман ибн ар-Рабиа аль-Бахили, Букайр ибн Абдулла, Сурака ибн Амир и Маслама, в качестве основного условия указывалась неприкосновенность жизни, имущества и религии населения.

Высказать мнение о конкретных формах исламизации Азербайджана довольно трудно, так как этот вопрос до сих пор остается неизученным. Во всяком случае, выделим некоторые стадии этого сложного процесса.

Первый этап - период исламских завоеваний - продолжается с середины VII до начала VIII века. Он завершается падением в 705 году Албанского государства и потерей Албанской церковью своей самостоятельности (автокефальности). Как указал академик З. Буниятов, в конце этого этапа ислам становится в Азербайджане господствующей религией, которую в первую очередь принимали люди высшего сословия, дабы защитить свои привилегии. Новое вероисповедание распространяется среди купцов и ремесленников, так как арабы предоставляли льготы этим категориям населения. На данном этапе мечети не строились: в них превращались древние храмы и ставшие ненужными в результате исламизации церкви. Кроме того, сохранялись преимущества родоплеменного сознания перед религиозным.

Второй этап охватывает период с начала VIII века и до прихода к власти Буидов в Западном Иране и Ираке. На территории Азербайджана создаются независимые государства Ширваншахов Мазьядидов и Саджидов. Идолопоклонничество и зороастризм теряют свое значение, иудаизм продолжает существовать, а Албанская церковь восстанавливает самостоятельность. Однако из-за того, что ее влияние ослабевает, религиозные церемонии проводятся на армянском языке, а последователи церкви арменизируются. На данной стадии усиливается осмысление принадлежности к исламу, однако сознание, связанное с этническими корнями, утрачивается не полностью, что можно проследить в движении шуубитов, начавшемся в начальном периоде владычества Аббасидов. Движение Бабека (816-838 гг.) - яркий пример этому. На пограничных пунктах ширятся представления об исламе. В горных районах активизируется крайний шиизм.

Третий этап охватывает период владычества Буидов (935-1055). В Азербайджане начинает распространяться умеренный шиизм, `доходящий` до Дербента. Суннизм ханафитского толка и шиизм имамитского толка становятся ведущими религиозными течениями; суфизм также обретает немало последователей. Одним из прекрасных памятников этого времени является ханега на реке Пирсаат в Ширване.

Четвертый этап связан с периодом Сельджукидов (середина XI - середина XIII веков). В регионе усиливается суннизм, а позиции шиизма ослабевают. Ведущую роль играют последователи шафиитской школы; широкое распространение получают суфийские тарикаты. Азербайджанские атабеки и ширваншахи в состоянии защитить ислам от христианского давления.

Пятый период охватывает период монгольских завоеваний (первая половина XIII - вторая половина XV веков). В это время широко распространяется суфизм, а также усиливается хуруфизм. Основоположником последнего был Фезлуллах Наими (ум. 1394). Абульгасан Алийул-ала и поэт Насими (ум. 1417) прославились как самые влиятельные представители хуруфизма. В этот период был знаменит второй шейх суфийского тариката халвитов Сеид Яхья Ширвани Бакуви Халвати (ум. 1464). Один из братьев правителя Акгоюнлу Узун Гасана был последователем шейха халвитов Деде Омара Ровшани (ум. 1487). Ибрагим ибн Мухаммад Гюльшани (ум. 1534) во второй половине XV века заложил основу секты гюльшани как одной из ветвей халвитов. Затем многие суфийские тарикаты, в том числе накшбандия, проникли в Азербайджан, а оттуда - на Северный Кавказ.

Шестой период связан с периодом правления Сефевидов (1501-1786) и с XVI века - турков-османов (1281-1924). Сефевиды пропагандировали шиизм и в честь 12 имамов носили чалму с 12 красными полосками. Поэтому их называли `гызылбашами`. Османы, победившие в битве при Чалдыране Сефевидов, распространяли в Азербайджане суннизм ханафитского толка.

Период после присоединения Азербайджана к Российской империи также может рассматриваться как новый этап исламизации страны. Его самая характерная особенность связана с политикой правительства, стремившегося привлечь на свою сторону мусульманское духовенство и, с целью подчинения их себе, создать в исламской религии структуру, подобную церкви в христианстве. В письме российского царя Сенату от 29 ноября 1832 года было предложено подготовить положение об Управлении по религиозным делам мусульман Закавказья, однако ни один из представленных документов одобрен не был.

В 1849 году, по поручению наместника Кавказа князя Воронцова, сотрудник министерства иностранных дел Н. Ханыков разработал проект `Положения об организации Магометанского духовенства`. Хотя он в целом и был одобрен, однако Крымская война задержала его реализацию.

В 1864 году для продолжения этой работы была создана новая комиссия, в которую вошли представители местных шиитов и суннитов. Составленные инструкции регулировали обязанности, права и привилегии мусульманского духовенства, его взаимоотношения со светской властью.

Если до 1867 года зарплату от правительства получали только шейхульислам и муфтий, то с указанного года и другие мусульманские духовные лица высокого ранга начали получать жалованье от властей.

`Положение о шиитском и суннитском магометанском духовном Управлении Закавказья` утверждено российским государем 5 апреля 1872 года по представлению Государственного совета.

При формировании структуры Управления за основу был взят принцип организации русской православной церкви. На Южном Кавказе были созданы два мусульманских административных органа: суннитским духовным управлением (муфтиятом) руководил муфтий, а шиитским - шейхульислам.

Каждое из этих учреждений, располагавшихся в Тбилиси, состояло из председателя, трех членов правления, секретаря с двумя помощниками, переводчика, писаря и архивариуса. В подчинении обеих структур в Тбилисской, Иреванской, Елизаветпольской (Гянджинской) и Бакинской губерниях находилось по одному меджлису (собранию). В суннитском управлении насчитывалось 16 гази (судей), а в шиитском - 20. Названные образования состояли под контролем Министерства внутренних дел и несли прямую ответственность перед наместником. Духовные лица губернского уровня подчинялись местным властям губерний и уездов.

До образования Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920), религиозные дела мусульман Южного Кавказа регулировались этими двумя управлениями.

11 декабря 1918 года шейхульислам Мухаммад Пишнамаззаде подает в отставку. Приказом министра по делам социального обеспечения и религии Мусы Рафибекова на эту должность назначается ахунд Ага Ализаде. В этот период усиливаются тенденции к рационализации и модернизации ислама.

После установления в Азербайджане советской власти Министерство по религиозным делам и учреждение шейхульислама распускаются (15 мая 1920 г.), мусульманские религиозные деятели подвергаются преследованиям, а большинство мечетей закрывается.

В 1943 году, с целью использования возможностей религии в борьбе против фашистской Германии, было сочтено целесообразным создание религиозной структуры мусульман Закавказья.

25-28 мая 1944 г. в Баку проводится I съезд мусульман Закавказья, создается Духовное управление мусульман Закавказья с центром в столице Азербайджана. Ахунд Ага Ализаде избирается шейхульисламом; он - первый избранный шейхульислам в истории Управления (до него все шейхульисламы назначались государством).

Кроме того, с 1944 года на Южном Кавказе ликвидируется дуализм в религиозных организациях. Духовное Управление Мусульман Закавказья становится единым центром и управляется шейхульисламом; муфтий считается первым заместителем председателя Управления и решает религиозные проблемы мусульман-суннитов.

В настоящее время эта структура прошла государственную регистрацию, действует как Управление мусульман Кавказа и считается историческим центром других религиозных общин исламского направления.
Риски для здоровьяхолера, гепатит А
СвязьИнтернет
Интернет развивается также очень быстро. Провайдеры AdaNet, Azerin, AzEuroTel и Bakinternet обеспечивают работу целой сети интернет-кафе. Цены доступа достаточно высоки (от 5 до 30 тыс. манат, что примерно равно 1,3-7 евро за час), но имеют тенденцию к снижению.


Сотовая связь
Сотовая связь стандарта GSM 900 развивается чрезвычайно быстро по всей стране. Наиболее крупные операторы - Azercell и Bakcell. Роуминг доступен абонентам крупных российских операторов. Охват ограничен столицей и другими крупными городами, но сеть быстро расширяется и достаточно недорога. Для выхода с городского аппарата на сотовую сеть набирается код (8)50 {Azercell, GSM-код 40001, номер семизначный}, (8)55 или (8)555 (Bakcell, GSM-код 40002, номер шестизначный).


Телефонная связь
Система телефонной связи Азербайджана базируется на достаточно старом оборудовании, но в настоящее время переживает период бурного развития. В столице достаточно большое количество телефонов-автоматов, расположенных на улицах, в холлах большинства крупных магазинов и общественных учреждений. Большинство из них обеспечивает только внутригородскую связь и работает по телефонным карточкам нескольких типов (продаются в почтовых отделениях, офисах телефонных компаний и на железнодорожной станции столицы). Аппараты, имеющие прямой выход на междугородные и международные линии, распространены относительно слабо, в большинстве случаев их можно найти около офисов банков и обменных пунктов, а также возле государственных учреждений или в крупных магазинах. В большинстве случаев звонки за пределы страны можно совершить только через оператора.

Междугородные и международные звонки за пределами столицы можно совершить только с переговорного пункта (расположены в отделениях связи и на почтамтах) или через оператора.
Сельское хозяйствоСельское хозяйство специализируется в основном на виноградарстве, садоводстве, табаководстве, овощеводстве, животноводстве и шелководстве. Главные технические культуры — хлопчатник, табак, чай. Развито раннее овощеводство, субтропическое плодоводство. Площадь орошаемых земель 1401 тыс. га (1990). Главные отрасли животноводства — овцеводство, молочно-мясное скотоводство, птицеводство. Шелководство.
СоставТерритория Азербайджанской Республики составляет 86,6 тыс. км2 (11,5% леса, 1,6% водные бассейны, 50,0% обрабатываемые земли, в том числе 27,0% пастбища, 36,9% другие земли).

Страна расположена на 440 и 520 восточной долготы, 380 и 420 северной широты, Баку - на 40ой параллели. Имеет общие границы на юге с Ираном 765 км и с Турцией 15 км, на севере с Россией 390 км, на северо-западе с Грузией 480 км, на западе с Арменией 1007 км.

Протяженность береговой линии составляет 713 км, расстояние от Баку до северного полюса 5550 км, а до экватора 4440 км.
СтолицаБаку
Таможенные правилаРазрешен беспошлинный ввоз товаров общим весом не более 50 кг или стоимостью не более 200 $; получение международными почтовыми отправлениями товаров стоимостью до 200 $ или весом до 20 кг; до 5 л спиртных напитков и 1000 единиц (50 пачек) сигарет, лекарственных средств — в количестве, необходимом для личного пользования.

Запрещен ввоз: нарезного огнестрельного оружия и боеприпасов (за исключением боеприпасов для охотничьего оружия), всех предметов военного назначения, взрывчатых веществ, военной техники, радиоактивных веществ, наркотических и психотропных веществ и принадлежностей для их использования; материалов, пропагандирующих и рекламирующих безнравственность, насилие, терроризм; материалов, относящихся к технологии изготовления наркотических, психотропных, отравляющих, взрывчатых веществ.

Иностранная валюта ввозится и обменивается без ограничений. Вывоз иностранной валюты разрешен до 5000 $ или в пределах ввезенной суммы.

Запрещен вывоз: икры осетровых рыб более 600 г., живых животных (за исключением кошек и собак), ценных пород дерева, оружия, наркотиков, радиоактивных веществ, драгоценных металлов и камней в виде сырья, редких растений, занесенных в Красную книгу Азербайджана, рогов марала и косули.
Телефонный код+8-10-994 (код города + тел.)
ТранспортВ Азербайджане наибольшее значение имеет автомобильный транспорт. Общая протяженность автомобильных дорог - 59 141 км, Из них асфальтировано 29 210 км. Протяженность железных дорог - 2 195 км.[52] Через Азербайджан проходит железнодорожная магистраль в Иран. Большое значение имеет морской транспорт. С 1962 года из Бакинского международного Порта действует паромная переправа до туркменского порта Туркменбаши В последние годы резко возросла танкерная транспортировка нефти из Казахстана. Значительную роль играет трубопроводный транспорт. Постоянно функционируют нефтепроводы Баку - Супса (Грузия), Баку - Новороссийск и Баку — Тбилиси — Джейхан.
Фестивали ВыставкиНаиболее впечатляющий и красочный фестиваль страны - древний праздник прихода весны Новруз Байрамы (или просто Новруз). Четыре недели длятся самые разнообразные фестивали, обрядовые и религиозные действия, в том числе традиционное разжигание праздничных костров и обязательное перепрыгивание через них, готовятся праздничные столы и проводятся сотни праздничных мероприятий. В соответствии с мусульманским календарем празднуется религиозный праздник Рамазан-Байрам (ноябрь-февраль), завершающий традиционный исламский Рамадан, а также Гурбан-Байрам (апрель), когда вся страна расцветает многочисленными праздничными мероприятиями, сопровождающими эти древние праздники.
ФлагФлаг представляет собой трехцветное полотнище (триколор). Полосы (голубого, зеленого и красного цвета) расположены горизонтально. В центре флага на красной полосе размещены восьмиконечная звезда и полумесяц. Оба изображения белого цвета. Согласно Конституции Азербайджана, голубой цвет на флаге является традиционным цветом тюркских народов, красный — цвет прогресса, зеленый — цвет ислама. Полумесяц обозначает принадлежность к религии ислама, восьмиконечная звезда означает восемь ветвей тюркских народов.
ЧаевыеЧаевые обычно включены в стоимость заказа — от 5 до 10% от суммы счёта. Если такого пункта в счёте нет, можно добавить от себя 10%. Носильщику в аэропорту или в отеле можно дать 3-4 новых (деноминированных) маната. Давать чаевые таксистам не принято, равно не принято и требовать сдачи.

Часовой пояс+04:00 GMT
ЯзыкСредством ежедневного общения и официальным государственным языком восьмимиллионного населения (2001) Азербайджанской Республики является Азербайджанский язык.
Диалекты и наречия (акцепты) Азербайджанского языка состоят из четырех групп: 1) восточная группа (Бакинский, Губинский, Шемахинский диалекты и Лянкяранское, Муганское наречия); 2) западная группа (Гянджинский, Газахский, Карабахский диалекты и Айрымское наречие); 3) северная группа (Шекинский диалект, Закатала-Гахское наречие); 4) южная группа (Нахчыванский, Ордубадский диалекты).


главная | подбор тура | горящие туры | каталог стран | каталог отелей | визы | загранпаспорта | авиабилеты | контакты
бронирование отелей (Россия, СНГ, Балтия) | бронирование отелей (все страны) | world hotels (online booking)
заказ авиабилетов на регулярные рейсы | заказ авиабилетов на чартерные рейсы | заказ ЖД билетов | трансфер, аренда автомобилей
табло аэропортов | основные сведения | экскурсии | погода в мире | визовая информация по странам
Сегодня:        Copyright ©2008 intourism.ru       Design by Tsor-Studio
Rambler's Top100 В ОТПУСК.РУ - сервер о туризме: туры, горящие путевки, описание отелей, отзывы об отелях, билеты, расписание поездов, погода на курортах, информация о странах Яндекс цитирования Яндекс.Метрика